Главная

      Расписание

      Крещение

      Cобытия

      Память

      Фотогалерея

      Контакты

Какая музыка была, какая музыка звучала…

Из дневника участника I Международного фестиваля авторской песни имени Юрия Визбора, проходящего с 31 июля по 5 августа 2012 года.

Фестиваль развернулся на территории детского лагеря имени Героя СССР П.М. Вострухина, расположенного в Подмосковье (Московская область, Раменский район, сельское поселение Константиновское, пос. Денежниково, ДОК им. П.М. Вострухина), в бывшей усадьбе Талызиных. Лагерь находится в ведении ОАО «Московский металлургический завод «Серп и Молот».

Костёр разгорелся и стало немного теплее. В небо поднимаются яркие неуправляемые искорки, летящие по своему, только им известному маршруту. Большинство из них тухнут, не улетев от костра и пары десятков сантиметров; некоторые поднимаются высоко от костра, и кажется, что ещё чуть-чуть и они улетят на небо и станут звездочками на бархатно-тёмном небе, скупом на звёзды сегодня. И чудится, будто ничего в мире больше нет: только бархатное небо, меньше десятка звёзд, костёр с яркими искорками и мы, собравшиеся вокруг костра.

Между двумя деревьями, ограждающими нашу полянку от всего остального мира, пролетел самолёт.

Кто-то подвинул полена в костре. В воздух взвилась стайка искорок. Я смотрела на костёр и думала о том, что творческие люди подобны этим искоркам: они горят своей идеей, которая окрыляет и поднимает ввысь, они, подобно искоркам, не могут появиться без общего пламени…

Мысль о том, что каждый человек играет такую маленькую, как искорка, и большую, как огонь, роль, греет мою душу. Значит, и я что-то в этом мире значу…

Задорные частушки согрели мои застывшие ладони. Второй час ночи – нас у костра стало меньше. Да и на небе осталось всего три звёздочки. Я чувствую ночную сырость только из-за отсыревших страниц блокнота.

Я смогла подобраться к самому костру и тепло, наполняющее меня изнутри почти равно теплу наружному. Анастасия Евстигнеева, певшая с отцом на концерте и сейчас у костра, подкинула в огонь пару брёвнышек, взметнув в бархатное небо стайку искорок. Он разгорелся ярче. Мне стало ещё теплее. Через две песни девушка сама подсела греться к костру, который благодаря ней стал жарче. К двум часам нас оставалось чуть больше тридцати. Совершенно не хочется расходиться и уж тем более спать.

Я, наверное, слишком глупа, чтобы понять всю глубину слов слышимых песен. Как иностранка, не знающая языка устного, стараюсь понять язык гитары, голоса и улыбок людей.

Я подложила своё бревно в костёр. Поскольку, никогда этого не делала, оно устояло только с третьей попытки. Кто-то сзади мягко засмеялся. Но мне было очень важно это сделать. И бревно всё-таки устояло и горело. Костёр пылал жаром, и в этом была и моя крохотная заслуга.


Какая музыка была,

Какая музыка звучала!

Она совсем не поучала,

А лишь тихонечко звала.

Звала добро считать добром,

И хлеб считать благодеяньем,

Страданье вылечить страданьем,

А душу греть вином или огнем.


Все нехотя разошлись к началу четвёртого, поскольку Александру и Анастасии Евстигнеевым (отцу и дочери), проводившим костёр, надо с утра прослушивать участников фестиваля.

До пяти часов утра в палаточном городке звучали две гитары, и я не могла заставить себя заснуть и молча подпевала.

Второй день фестиваля. Мне уже не верится, что я нахожусь здесь меньше суток. Приехавшие сюда люди, которых я вижу в первый (и, скорее всего, в последний) раз в своей жизни, подозрительно добры и приятны в общении. С артистами, что выступали на вчерашнем концерте, можно беспрепятственно поговорить, спросить совета, и они искренне отвечают на вопросы, от всей души желая помочь.

Я побывала на замечательных мастер-классах: «Организация клуба авторской песни» Лидии Чинарёвой, «Авторская песня и композиция» Андрея Кочеткова и «Исполнительское мастерство - вокал» Ирины Леоновой. Мне очень понравилось, что артисты не читали длинных скучных лекций, а предпочли живое общение с учениками. Лидия Чинарёва на занятиях делилась своим опытом, а с Андреем Кочетковым мне выпала удача поговорить и даже задать несколько вопросов. Ирина Леонова послушала каждого, кто пришёл к ней в мастерскую, и после нескольких минут её работы мой неискушённый слух уже не отличал пение школьников от пения выпускников консерватории. Ирина говорит, что во время выступления безумно важно не подавать вида, будто что-то происходит не так, как планировалось. Она, например, однажды забыла слова песни, которую исполняла более 20 лет, и вместо них спела свой домашний адрес. И самое главное, что всем слушателям показалось, будто они ослышались, а не артистка что-то перепутала.

Но, наверное, самой большой популярностью пользовался мастер-класс Ильи Титова, музыканта из группы «Возвращение», по духовым инструментам всех времён и народов, прозванный мастер-классом по дудочкам.

Фестиваль проходит на территории детского лагеря. Большинство участников и зрителей фестиваля живут в палатках, а иностранцы, приехавшие на фестиваль, - в корпусах лагеря. Мы живём в палатке, в трёх метрах от нас – брёвна и мусорный контейнер, в пяти – колонка с водой, в пятнадцати – биотуалеты. Рядом магазин, кафе, столовая. Слышала, как кто-то говорил: «Слишком много цивилизации». Но для первого в моей жизни похода – в самый раз.

…Вся наша небольшая компания была покорена молодым человеком, проживающем в соседней палатке с родителями и сёстрами, по имени Михаил Валерьевич Зайцев в возрасте 11 лет и его трогательными и милыми песнями. С полутора лет его родители таскают на различные фестивали бардовской песни, так что в этом году у него своеобразный юбилей – 10 лет поездок по фестивалям. И к настоящему моменту он уже написал музыку к паре песен, а его старшая сестра – стихи. Сейчас Михаил Валерьевич занимается гитарой в музыкальной школе, участвует в конкурсах. Кто знает, что ждёт его впереди?..

На этом фестивале мне удалось сделать многое из того, что я не делала ранее. Например, подержать в руках голубя, самого настоящего и вредного. Голубей выпускали в небо на церемонии открытия фестиваля представители (и я была в их числе) городов- и стран-участников. Моя птичка была очень красивая, будто во фраке: вся белая, только спинка и животик чёрный, и грудка белая, будто жабо, характера строптивого: всё время вырывалась из моих рук, а когда же пришло время взлетать, долго не хотела. Одна птичка, покинув одни руки, пересела на соседнее плечо, затем – на соседнюю голову. Ещё две птицы весь концерт просидела на крыше сцены. Заслушались, наверное. На выступление министра культуры Московской области А.И. Губановва прилетел третий голубь и сидел на экране только пока на сцене был министр.

Всё время концерта у меня на ноге сидел кузнечик. Я предприняла безуспешную попытку его прогнать, а затем решила больше не мешать ему наслаждаться музыкой.

Вечерний концерт запомнился зрителям, конечно, ансамблем очаровательных «хозяек» Раменского района; 50 выпущенными голубями; завораживающими душу «Многоголосьем» и «Россией» Ирины Леоновой; «бессаме мучо» кубинской группы; Светланой Богдановой с голосом юной девочки; «Александрой», которую пел весь зал, Анастасии и Александра Евстигнеевых; песнями на исторические темы группы «Возвращение»; Ольгой Александровой, во время выступления которой все молчали в знак согласия, и Галиной Хомчик, с её мягкой женственностью и доброй улыбкой.

Фестиваль впервые проходит на московской земле и, по задумке организаторов, будет ежегодным. Одновременно с ним, с 30 июля по 5 августа проходит XIII Всероссийский молодежный фестиваль авторской песни "Распахнутые ветра" на озере Селигер.

На этом фестивале наша небольшая компания представляла посёлок Ватутинки-1, место, где мечтал жить Юрий Иосифович Визбор. После его смерти Нина Филимоновна Тихонова-Визбор исполнила его мечту и построила небольшой дом рядом с посёлком. Так я и познакомилась с творчеством Визбора– несколько лет назад попала в гости к Нине Филимоновне, достаточно смутно представляя себе и самого Юрия Иосифовича, и философию его песен. И я очень рада видеть Нину Филимоновну снова. Её называют музой и вдохновителем этого фестиваля, но мы с ней еле смогли сфотографироваться – у неё бесчисленное множество дел, и в стороне её уже дожидались люди. Так что быть музой не только очень ответственно, но довольно хлопотно.

После двух дней нам надо было ехать домой. Жаль было расставаться с такими замечательными артистами и педагогами, слушателями и по совместительству начинающими музыкантами. Я многое поняла за эти двое суток. А сколько нового узнают все те, кто приехал на фестиваль на все шесть дней!..


Всем нашим встречи разлуки, увы, суждены.

Тих и печален ручей у янтарной сосны.

Пеплом несмелым подёрнулись угли костра.

Вот и окончилось всё, расставаться пора.

 


Главная  Летопись  Cобытия  Документы  Статьи  Народное творчество  Фотогалерея  Контакты 

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU